Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Шарден Жан Батист
Картины и биография

Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon), французский живописец (1699-1779). Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Учился у П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля и Ж.Б. Ванлоо, работал в Париже. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля.

Шарден Автопортрет с козырьком
Автопортрет с козырьком,
1775, Музей Лувр, Париж
Шарден Девочка с ракеткой и воланчиком
Девочка с ракеткой и воланчиком
1740, Галерея Уффици, Флоренция
Шарден Портрет жены художника
Мадам Шарден, 1775,
Музей Лувр, Париж

Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.

Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. Таковы, например, картины – "Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж; "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени.

Шарден Молитва перед обедом
Молитва перед обедом,
1740–е, Музей Лувр
Шарден Юный рисовальщик
Юный рисовальщик,
1737, Музей Лувр
Шарден Юная учительница
Юная учительница,
1730–е, Музей Лувр

Во французском искусстве второй половины XVIII века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значительным художником был Шарден. Вместе с этими новыми для искусства героями в живописи появились изображения простых повседневных вещей, окружающих человека: предметов домашнего обихода – кухонной и столовой посуды; съестных припасов – дичи, овощей и фруктов; а также предметов, которыми пользуются люди интеллектуального и художественного труда – архитекторы, художники, музыканты, ученые.

Натюрморт был любимым жанром Шардена. Своим творчеством художник утвердил его во французском искусстве как самостоятельный вид живописи. Обычно набор предметов в натюрмортах Шардена невелик, но художник глубоко продумывает их сочетание и расположение, тонко выявляет их связь с человеком, который ими пользуется. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Это гипсовый слепок с головы бога Меркурия, несколько книг, свитки листов с гравюрами, рейсфедер, транспортир. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Натюрморт написан в светлых, легких тонах с поразительным ощущением тончайших оттенков цвета. Выделяющаяся на светлом фоне белая голова Меркурия вносит торжественную ноту, приподымает мир предметов над обыденностью, придавая ему гордое и возвышенное звучание.

Родившись с символичной точностью в последний год уходившего «великого века», Шарден начал свой путь подмастерьем, писавшим аксессуары в охотничьих сценах. Но еще задолго до смерти, пришедшей к нему в восемьдесят лет, Шарден снискал всеобщее уважение как художник-философ – немыслимое среди живописцев XVIII века. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. В XIX веке натюрморт, который, благодаря ему, стал жанром первостепенным, продолжал быть видом творчества, полным глубокой мысли, вопреки обычному своему назначению – оставаться просто живописью как таковой. Натюрморты Шардена сразу же вспоминаются, когда мы смотрим на большие натюрморты Сезанна, написанные им – знаменательное совпадение – тоже в последний год уходящего века, в 1899 году. Эти натюрморты заложили ключевую позицию в главной установке искусства XX века – преодолении иллюзии, всякой иллюзорности как таковой. Только после этого воздействие потенциала, заключенного в искусстве Шардена, можно будет считать исчерпанным.

Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница".
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры. Фон трактован обобщенно, без особых деталей; густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости. Это молчаливая картина, по ощущению бесконечно длящегося времени она похожа на работы Яна Вермеера. Только изображение ключа в одном из ящиков стола нарушает магическую атмосферу безмятежности и покоя. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Его простые, лишенные сентиментальности композиции отличаются глубиной чувства, спокойная, продуманная красочная гамма свидетельствует об острой наблюдательности и понимании формы. В нашем столетии творчество Шардена вновь обрело популярность, благодаря почти абстрактному характеру трактовки форм. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Серия жанровых образов Шардена, посвященная теме женского трудолюбия, и иная, параллельная ей серия, повествующая о жизни, проводимой в развлечениях, будь то подростки из дворянских семейств или их бабушки, – это одна и та же действительность, раскрываемая в разных формах. Так, например, в картине, названной Шарденом "Разносчица", женщина возвращается с рынка, нагруженная больше, чем следует, и на минуту останавливается отдохнуть в коридоре между гостиной и кухней, чуть задумчивая и грустная; вместе с нею и мы как бы приостанавливаемся и спокойно ждем, и за эту минуту успеваем задуматься о том, на что же мы все-таки смотрим. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину. Перед нами – зернистый красочный слой, и этот бархатистый цвет является одновременно и реальной материей жизни, и неким возгоранием света, мягко окутывающего всю изображенную среду. Цвет всеобъемлющ, и этим все сказано. Сквозь дверной проем открывается еще одно помещение – кухня, и там, в прохладно-серой мозаике пространственных переходов мы видим горничную с ее особой повадкой и стройной осанкой, медный чан для питьевой воды и далее – еще одну стену. Перед нами – одновременно и само пространство, и некая схема пространственных зон; цвет, выступающий как материальный носитель живописи, снова оказывается в роли посредника между средствами искусства и самой жизнью.

И в семьдесят шесть лет ощущение Шарденом себя и своего ремесла было одновременно жизнерадостным и скромным; его мастерство оставалось неизменным, но при этом оно как бы пряталось в тени. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. Могут возразить, что мы подходим к Шардену как к художнику современному, но позволим себе процитировать его современника, философа Дени Дидро, так описавшего картину "Бриошь" (Десерт): „Это человек, который действительно является живописцем; он подлинный колорист.... Такого рода магия выходит за пределы понимания. На поверхности видны многочисленные, положенные один на другой цветовые слои и их пространственный эффект идет из глубины..."
Столь глубокое понимание художественных процессов, какое демонстрирует Дидро, само по себе уникально. Он улавливал момент исчерпания стиля, когда последний принимал ложное направление и терял четкость выражения. Так же остро Дидро понимал, что шарденовская позиция "между природой и искусством", несмотря на популярность в кругах художников, еще не оценена во всех ее возможностях. Дидро предвидел, что подлинно философский смысл творчества Шардена еще ждет своего открытия: его глубинные ценности принадлежали будущему живописи.

Творчество Жан-Батиста Симеона Шардена ►