Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Гро Антуан Жан
Картины и биография

Гро Антуан Жан (Gros Antoine-Jean) (1771–1835), французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист. Антуан Жан Гро родился 16 марта 1771 года в Париже. Обучался живописи Гро первоначально у своего отца, художника-миниатюриста, затем с 1785 у Жака Луи Давида, а с 1787 года в парижской Королевской академии живописи и скульптуры. С 1793 по 1801 год Гро работал в Италии, затем в Париже.

Гро Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту
Наполеон Бонапарт на Аркольском
мосту, 1796, Эрмитаж, Россия
Гро Мадам Пастер
Мадам Пастер, 1795-1796
Музей Лувр, Париж

В 1800–е годы Гро становится официальным живописцем батальных сцен при Наполеоне I. Он создает овеянных духом патетической героики картины, посвященные походам и битвам французской армии (“Бонапарт на Аркольском мосту”, 1796, “Наполеон в госпитале чумных в Яффе”, 1803–1804, “Битва при Эйлау”, 1808, – все в Лувре), пишет представительные парадные портреты (князь Юсупов в татарском костюме, 1809, музей изобразительных искусств, Москва; полковник Фурнье-Сарловез, 1812, Лувр).

В картинах Антуана Гро острота сюжетов, драматические контрасты и живописные эффекты разрушали каноны батального жанра эпохи классицизма; заключенные в них тенденции предромантизма оказали влияние на творчество Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Гро, живописец наполеоновских баталий, имел единственную модель – самого генерала Бонапарта, и у него никогда не было времени слишком долго заниматься проблемой колорита, подбирая цвета.

Гро Паулина де Оур
Паулина де Оур, 1793,
Художественный музей, Ренн
Гро Герцогиня Ангулемская отплывает из Пойяка
Герцогиня Ангулемская отплывает
из Пойяка, 1819, Музей Бордо

Только однажды Гро не спешил – когда в Милане в конце 1796 года в присутствии Жозефины, гражданки Бонапарте, увековечивал ее мужа в самый напряженный момент боя на Аркольском мосту, закончившегося блестящей победой генерала Бонапарта. Генерал хватает флаг и под градом картечи устремляется вперед (с ледяным взором оглядываясь на войска позади), чтобы поднять дух у своих гренадеров. Это наиболее динамичное из всех изображений Бонапарта.

Отдельные военные действия в Италии Гро довелось наблюдать, но в основном он был занят писанием портретов – в Неаполе, во Флоренции, в Женеве. Художник произвел благоприятное впечатление на генерала и был назначен членом комитета по отбору произведений, конфисковавшихся из итальянских галерей. Гро стал официальным художником Бонапарта, но в египетскую военную кампанию его не включили. Вместо этого ему предлагалось довольствоваться набросками и информацией Виван-Денона, документировавшего каждую военную операцию, чему Бонапарт обычно противился и на что следовал классический ответ: "Если Вы перестанете одерживать победы, Виван-Денон перестанет их документировать".

В конкурсе на картину о битве под Назаретом победил Хеннекен, соперник Гро, замысел которого сочли более героическим. Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе. Этой картине предназначалось стать напоминанием о божественно-магической силе Бонапарта, которой, как считалось, он обладал. Полководец изображен прикасающимся к больному чумой жестом, напоминающим жесты врачующего Христа и неверящего Фомы, в окружении несчастных, ютящихся под высокими арками; вдали открывается пейзаж, который Гро позаимствовал из двух разных гравюр, соединив виды города и его дальних окрестностей в несочетаемое целое. В действительности, как известно, Бонапарт быстро прошел через лазарет, успокаивая его обитателей и говоря, что они больны не чумой, и уехал; взятие Яффы сопровождалось всеми ужасами войны. Картина вызывает ощущение причудливое и волнующее, ее образный строй наложил заметный отпечаток на искусство романтизма.

Картина Гро "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту". Непобедимый Наполеон наносит поражение итальянской армии в Аркольской битве в 1796 году. Решительное выражение лица Бонапарта, вероятно, было взято с натуры, что придает картине большую достоверность. Это не столько обобщенное изображение победы, сколько изображение определенного события современной истории. Пройдя обучение у своего близкого друга Жака Луи Давида, работавшего в стиле неоклассицизма, Гро, вопреки этому, возглавил движение реализма и романтизма, зародившееся во французской живописи в конце XVIII века. Его сумрачный колорит и натуралистически трактованные картины были своеобразной реакцией на яркий цвет и условно- театрализованные композиции неоклассицистов. При Наполеоне Гро был назначен придворным баталистом и прекрасно передал дух своего времени. Однако в 1820–е годы он попытался вернуться к неоклассицизму, и популярность художника упала. Искусство Гро было предано полному забвению и 26 июня 1835 года в Медоне Гро покончил с собой.