Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Руо Жорж
Творчество и биография

Руо Жорж (Rouault Georges Henri) (1871–1958), французский живописец и график, наиболее крупный представитель французского экспрессионизма. Родился Руо 27 мая в бедной семье, в рабочем квартале Парижа рядом с кладбищем Пер-Лашез. Первые дни жизни прошли под грохот пушек, громивших баррикады Парижской коммуны. Его дед, почтовый служащий, был коллекционером-любителем, собирал гравюры Калло, литографии Домье.

Отец, ремесленник по профессии и христианский социалист по убеждениям, отдал сына на воспитание в протестантскую школу. Два года Жорж учился у художника-витражиста, затем, с 1891 – в Академии изящных искусств у символиста Гюстава Моро, был его любимым учеником. После смерти мастера Руо стал хранителем его музея. Собственный стиль художника, сформировавшийся к 1903 году, замечателен своей мощью и энергией. Формы в его полотнах упрощены или искажены, очерчены толстыми черными контурами и окрашены в глубокие яркие цвета. Данный прием возник как воспоминание о работе в мастерской первого учителя Руо – витражиста. Художник мастерски использует этот стиль для нагнетания трагизма при создании картин на религиозные сюжеты или для выявления некой таинственной силы зла в изображении современных ему персонажей.

Сблизившись с Матиссом и Марке, Жорж Руо стал одним из основателей Осеннего Салона (1903). Выставлялся вместе с фовистами, но держался в стороне от их декоративности, скорее продолжая линию Ван Гога. Кроме картин на религиозные сюжеты, следует отметить выполненную им с 1903 года по 1907 серию изображений проституток и серию "Судьи". Эти персонажи трактуются у Руо как олицетворение зла и морального разложения в современном обществе.

В формировании отношения автора к этой социальной категории важную роль сыграла дружба художника с католическим писателем Леоном Блуа и с религиозным философом Жаком Маритеном, а также обращение к христианству. Руо также использовал в своем творчестве и образ клоуна, который, очевидно, символизировал для него участь художника или пророка, отделенного от своих собратьев. С 1907 года, помимо картин религиозного жанра, в круг постоянных тем живописи и графики Руо входят судьи, клоуны, проститутки, как олицетворение зла. Они приобретают характер аллегорий, выстраиваясь вокруг основного аллегорического образа зрелой живописи Руо – фигуры Христа (нередко – Иисуса Христа и Марии Магдалины).

В 1910 году состоялась первая персональная выставка Руо в столичной галерее Друэ. Его живопись вдохновляет немецких живописцев, впоследствии составивших ядро экспрессионизма. При этом художник жил в крайней бедности. Только в 1917 году Руо, наконец-то, подписал долгожданный контракт с известным коллекционером и торговцем картинами Амбруазом Волларом, обеспечивший ему на предстоящие десятилетия некоторый достаток и свободу в работе. Над своими произведениями Руо работал очень долго, зачастую более двадцати лет. В 1921 году публикуется первая монография о творчестве Руо, в 1924 его большая ретроспективная выставка проходит в галерее Друэ, художник получает от французского правительства орден Почетного легиона. Руо создает декорации и костюмы для постановки Георгом Баланчиным балета Сергея Прокофьева «Блудный сын» в парижском Театре Сары Бернар.

Картина Жоржа Руо "Распятие".
Христос, крест и фигуры предстоящих изображены с помощью простых четко очерченных плоскостей цвета. Крест господствует в композиции, заполняя собою все пространство картины. Богатство колорита и формы, очерченные с грубоватой резкостью, придают образу Спасителя дополнительную мощь. Благодаря черным линиям, ограничивающим плоскости цвета, общее впечатление от картины напоминает эффект витража. Действительно, Руо начинал свой творческий путь с обучения искусству витража, лишь затем перешел в мастерскую живописца Гюстава Моро. Используя экспрессивно изогнутые полосы сияющего цвета, Руо выражает в этой гравюре всю глубину своих религиозных чувств. Он использует технику акватинты, которая позволяет добиться впечатления перетекания цвета – эффекта близкого к живописи. Эмоционально напряженное содержание работы напоминает картины современных немецких экспрессионистов. Вместе с тем, стиль Руо был глубоко индивидуальным, с характерным только для него ярким и эмоционально насыщенным цветом и шероховатыми черными линиями рисунка. Начиная с 1930–х годов живопись и графика Руо вызывают международный интерес.

С 1939 года, после гибели Воллара, начинается многолетняя тяжба Руо с наследниками Воллара. В ходе долгих судебных разбирательств, затягивания процесса и вследствие судебной волокиты художник демонстративно сжег в 1947 году 313 своих работ. Известность Руо продолжает расти, его выставки проходят в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Вашингтоне, Сан-Франциско, Нью-Йорке. Живописец с успехом участвует в Венецианской биеннале 1948 года. Восьмидесятилетие художника в 1951 году было отмечено Католическим центром французских интеллектуалов в столичном Дворце Шайо, Руо становится командором ордена Почетного легиона. После смерти художника в Париже 13 февраля 1958 года французское правительство устроило Руо официальные государственные похороны.