Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Хонтхорст Геррит
Картины и биография

Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst) (1590–1656) или Герард (прозвище Герардо делла Нотте, Gherardo della Notte, “Ночной Герард”), голландский живописец и рисовальщик. Учился в Утрехте у А. Блумарта, в 1610 или 1612–1620 годах работал в Италии, где испытал влияние Караваджо, затем – в Утрехте и Гааге.

Хонтхорст Солон и Крёз
Солон и Крёз, 1624,
Кунстхалле, Гамбург
Хонтхорст Гранида и Дейфило
Гранида и Дейфило, 1625,
Городской музей, Утрехт

Прекрасный мастер так называемого утрехтского караваджизма, Хонтхорст писал интимные жанровые сцены и трактованные в бытовом духе библейские композиции, построенные на эффектах искусственного ночного освещения и отличающиеся изысканным колоритом, мягкостью светотеневых контрастов (“Поклонение пастухов”, 1622, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн; “Концерт”, 1624, Лувр, Париж; “Музыкант”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Хонтхорст Самсон и Далила
Самсон и Далила, 1615,
Художественный музей, Кливленд
Хонтхорст Скрипач с бокалом вина
Скрипач с бокалом вина, 1624,
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Картина Хонтхорста “Концерт”.
Музыкальные шалости и веселые шутки выплескиваются, льются через край этого изображения лирического празднества. Увиденная как бы снизу, группа веселых женщин в окне поет, аккомпанируя себе на лютнях. Красные пышные занавеси и яркое освещение сценки подразумевают обстановку театрального представления, поддержанную богатством и разноцветном тканей, и перьев в костюмах персонажей. Во время пребывания в Риме в начале творческого пути Хонтхорст испытал влияние Караваджо, который в своих картинах использовал сильное кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями.

Хонтхорст Концерт
Концерт, 1622,
Частное собрание
Хонтхорст Сводня
Сводня, 1625,
Городской музей, Утрехт

Сюжеты вроде "Концерта" были популярны у Караваджо и его последователей, и ночные сцены Хонтхорста так понравились в Италии, что он даже получил прозвище Герард (Ночной). По возвращенин в Утрехт художник способствовал становлению традиции такого живописного стиля, а во время поездок в Англию писал портреты Карла I и его жены, Генриетты Марии. Позднее его живопись вновь претерпела изменения, так как он стал следовать манере Антониса ван Дейка.