Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Скорел Ян
Картины и биография

Ян ван Скорел (Jan van Scorel) (1495–1562), нидерландский живописец. Получил разностороннее гуманистическое образование, живописи учился у Яна Госсарта в Утрехте; в 1518–1524 годах путешествовал по Германии, Италии (был хранителем античных памятников Бельведера в Риме), Швейцарии, Палестине. С 1525 года Скорел – каноник церкви в Утрехте.

Скорел Портрет мужчины в 32 года
Портрет мужчины в 32 года,
1521, Музей Лувр, Париж
Скорел Мария Магдалина
Мария Магдалина, 1528,
Рейксмузеум, Амстердам

Один из ведущих мастеров романизма, Скорел привнес в нидерландскую живопись замеченные им у художников венецианской школы свежесть богатого оттенками колорита, умелую передачу солнечного освещения, поэтичные пейзажные фоны (“Въезд Христа в Иерусалим”, Центральный музей, Утрехт; “Мария Магдалина”, Государственный музей, Амстердам).

Скорел писал также проникновенно-лирические портреты в духе ранненидерландской живописи (портрет Агаты ван Схонховен, 1529, Галерея Дориа, Рим) и оригинальные по замыслу и композиции групповые портреты (“Паломники в Иерусалим”, Центральный музей, Утрехт, и Музей Франса Халса, Харлем). В середине XVI века известность Яна ван Скорела была так велика, что ему заказали реставрацию великого Гентского алтаря Яна ван Эйка.

Скорел Адам и Ева
Адам и Ева, 1520-е,
Частное собрание
Скорел Портрет анабаптиста Давида Йориса
Портрет анабаптиста Давида Йориса,
1540-е, Городской музей, Базель

Картина Яна ван Скорела “Адам и Ева”.
Застывшие наподобие статуй фигуры Адама и Евы, заключенные в раму из деревьев с пышными кронами, и ландшафт, где вьющаяся по равнине река прокладывает путь вдаль, господствуют в этом изображении райского сада. Скорел много путешествовал, и стиль его живописи синтезировал тонкость его нидерландских предшественников с реализмом форм итальянского искусства. Откровенная, смелая обнаженность и весомость объемов фигур, охваченных твердым, уверенным контуром, типичны для религиозной живописи Скорела и обнаруживают влияние мастеров итальянского Ренессанса Микеланджело и Рафаэля, которых художник знал, когда жил в Риме. Его укорененность в традиции североевропейской живописи позволила ему изобразить пейзаж с большим чувством и наполнить его восхитительными, очаровательными подробностями, такими как маленькие зверюшки на первом плане.