Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Иероним Босх Ecce Homo

Ecce Homo

1480–1485 годы. Штеделевский художественный институт, Франкфурт.

Hieronymus Bosch. Иероним Босх и его картины ►

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Страсти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами. Обмен репликами между Пилатом и толпой передан с помощью надписей. «Ессе homo» («Се человек»), – говорит Понтий Пилат, глядя на согбенную фигуру Христа. «Cruciflge eum» («Распни его»), – поднимается снизу надпись, обозначающая ответ толпы. Эти слова, а также краткая молитва: «Salva nos XPE redemptor» («Спаси Христа, избавителя нашего»), исходящая от несохранившихся фигур донаторов, написаны золотом. Что может доказывать эта трогательная деталь, как не великое благочестие непостижимого Босха? Дворец Пилата Босх помещает в пейзаж типичного нидерландского города (правда, мусульманский полумесяц на флаге у ратуши и золотой идол у моста говорят о том, что изображен древний Иерусалим): евангельская легенда облекается в плоть современной художнику и зрителю повседневности. На переднем плане, слева от толпы, едва просматриваются изображения двух донаторов, фигуры которых впоследствии по неизвестным причинам были стерты.

Перейти к следующей работе мастера ►