Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Андреа дель Кастаньо
Картины и биография

Андреа дель Кастаньо (Andrea del Castagno) (около 1421–1457)
Флорентинский живописец эпохи Раннего Возрождения. Как художник Кастаньо сформировался под влиянием мастеров флорентийской школы – Мазаччо, Донателло, Уччелло. Работал главным образом во Флоренции и, возможно, в Риме (1454). Установлено, что в начале 1440–х годов Андреа дель Кастаньо работал в Венеции, где в церкви Сан Дзаккариа (в капелле Сан Таразио) сохранились остатки его Фрески, датированной 1442, написанной в сотрудничестве с Франческо да Фаэнца. Вместе с Пьеро делла Франческа и Доменико Венециано в 1451–1453 годах Кастаньо работал над несохранившимися фресками в капелле Сант Эджидио (во время болезни Андреа в 1454 году его заменил Алессо Бальдовинетти).

Андреа дель Кастаньо Портрет сеньора
Портрет сеньора, 1445–1447
Национальная галерея, Вашингтон
Андреа дель Кастаньо Успение Пресвятой Девы
Успение Пресвятой Девы, 1450
Государственный музей, Берлин

Последней работой художника была фреска «Тайная вечеря» в больнице Санта Мариа Нуова (не сохранилась). Исполненные жизненной энергии, грубовато-выразительные, мужественные образы Кастаньо воплощают характерные черты ренессансной личности (фрески «Девять знаменитых людей», в том числе портреты Данте, Боккаччо, Петрарки, кондотьера Пиппо Спано, между 1445 и 1457, ныне в монастыре Сант-Аполлония во Флоренции, превращенном в музей Кастаньо).

Собственно, главные из сохранившихся работ собраны в музее Андреа дель Кастаньо в помещении трапезной бенедиктинского монастыря Санта Аполлониа во Флоренции: «Распятие» монастыря дельи Анджели (1449–1454), «Пьета» в люнете над дверью, «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб» и «Воскресение» (1445–1450); девять портретов энаменитых людей иэ виллы Пандольфини-Кардуччи в Соффиано (около 1450 года). Другие работы: две фрески в церкви Сантиссима Аннунциата «Спаситель со святым Юлианом» и «Троица со святым Иеронимом» (1454–1455), фреска «Распятие» в церкви Санта Мариа дельи Анджели.

Интересны также иные произведения мастера: конный портрет Никколо Толентино во Флорентинском соборе (1456), витраж глазка купола «Положение во гроб» (1444, там же). Алтарный образ «Успение Богоматери» (в Берлине), «Распятие» в национальной галерее в Лондоне; «Святой Себастьян» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, «Давид» и «Мужской портрет» в национальной галерее в Вашингтоне. В 1951 году под снятыми фресками Андреа Кастаньо обнаружены предварительные наброски красителем красного цвета, свидетельствующие о мастерстве живописца как рисовальщика.

Для живописной манеры Кастаньо характерны энергичная, близкая к скульптурной моделировка форм, звучный колорит, напряженная выразительность поз и ракурсов, часто придающая работам драматическую остроту (росписи в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции, 1454–1455).