Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Пьеро ди Козимо
Картины и биография

Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo) (1462–1521)
Итальянский живописец, представитель флорентинской школы эпохи Возрождения. Собственно, настоящее имя художника Пьеро ди Лоренцо (Piero di Lorenzo). Родился в Тоскане в семье ювелира и золотых дел мастера Лоренцо Козимо. Ученик Козимо Росселли. Вместе с учителем работал в Риме, куда Росселли был приглашен папой Сикстом для росписи папской капеллы.

Пьеро ди Козимо Симонетта Веспуччи
Симонетта Веспуччи, 1480
Музей Конде, Шантильи
Пьеро ди Козимо Мария Магдалина
Мария Магдалина, 1490
Галерея античного искусства, Рим

Пьеро ди Козимо выполнил в Риме много портретов знатных лиц и, в частности, портреты Верджинио Орсино и Руберто Сансеверино, а также написал портрет герцога Валентино, сына папы Александра VI. В своем творчестве художник испытал влияние живописи Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Хуго ван дер Гуса. После Рима Пьеро ди Козимо работал во Флоренции, создавая алтарные образы и картины в соборе Сан Спирито, церкви Сан Микеле, капелле Тебальди церкви братства сервитов.

Дарование Пьеро ди Козимо было остро индивидуальным и своеобразным. Присущие Боттичелли элементы смелого претворения мотивов античной мифологии выразились у него еще острее. Стиль Пьеро ди Козимо менее «идеален», нежели стиль Боттичелли, более пристальное внимание он уделяет отдельным подробностям натуры. Образы Пьеро ди Козимо поэтичны, но им подчас свойствен какой-то душевный надлом, острая печаль (“Смерть Прокриды”; Лондон, Национальная галерея). “Портрет Симонетты Веспуччи” (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.

Пьеро ди Козимо Персей
Персей и Андромеда, 1510
Галерея Уффици, Флоренция
Пьеро ди Козимо Прокрида
Смерть Прокриды, 1500
Национальная галерея, Лондон

Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности (“Смерть Прокриды”, Национальная галерея, Лондон; “Легенда о Прометее”, 1500, Музей Страсбурга; “Персей и Андромеда”), выразительным рисунком. Пристальное внимание к натуре и вместе с тем некоторая манерность присущи его портретам (“Симонетта Веспуччи”, Музей Конде, Шантильи). Учениками Пьеро ди Козимо были Андреа дель Сарто, Франческо да Сангалло и другие.

В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории. Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность. Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.

Картина Пьеро ди Козимо “Персей и Андромеда”.
Фантастически клубящиеся волны отражают ужас, охвативший толпу при виде страшного чудовища, готовою напасть на прикованную цепями к скале Андромеду. Спешащий ей на помощь Персей изображен дважды – сначала он виден в момент полета с правой стороны композиции, а затем – на спине чудовища, старающимся найти точку опоры, чтобы нанести смертельный удар зверю. В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в то время, считалось великосветским тоном и было довольно модно. Эта картина вместе с рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.