Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Роза Сальваторе
Картины и биография

Итальянский живописец, график, поэт и музыкант Сальваторе Роза (Salvatorе Rosa, 1615–1673) родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, священного писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.

Роза Сальваторе Автопортрет
Философия (автопортрет), 1645,
Национальная галерея, Лондон
Сальваторе Роза Пифагор выходит из подземного мира
Пифагор выходит из подземного мира,
1662, Музей Кимбелл, Форт-Уэрт, Техас
Сальваторе Роза Фалес изменяет течение реки
Фалес изменяет течение реки, 1663,
Галерея Южной Австралии, Аделаида

На картине “Философия”, словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба.

Сальваторе Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Прославленная «неистовая манера» самого Розы проявилась даже в его поэтичных пейзажах. Именно это качество стало особенно важным для романтических пейзажистов конца 18 – начала 19 века. Сальваторе Роза был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры.

Сальваторе Роза Ведьмы и их заклинания
Ведьмы и их заклинания,
1646, частное собрание
Сальваторе Роза Саул у Аэндорской ведьмы
Саул у Аэндорской ведьмы,
1668, Лувр, Париж
Сальваторе Роза Сцены колдовства Ночь
Сцены колдовства, Ночь, 1645-1649,
Художественный музей, Кливленд

Творчество этого талантливого живописца связано с традициями неаполитанской школы. Имя художника окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра. Сальваторе Роза работал в Неаполе (до 1635), Риме и во Флоренции (1640-1648) в качестве придворного художника Джованни Карло Медичи, будущего кардинала.

Выразитель предромантических тенденций в живописи итальянского барокко, Роза в картинах на библейские и мифологические темы (“Блудный сын”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сновидение Энея”, Метрополитен-музей), графике (офорт “Игра тритонов”), сценах кавалерийских схваток (“Боевая схватка”, рисунок пером, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), “бурных” пейзажах с видами диких, порой фантастических местностей (“Лесной пейзаж с тремя философами”, Картинная галерея, Дрезден; “Пейзаж с мостом”, Галерея Питти, Флоренция) воспевает бегство человека на лоно природы, противостоит общепринятым нормам академического искусства 17 века.

Сальваторе Роза Сцены колдовства Утро
Сцены колдовства, Утро, 1645-1649,
Художественный музей, Кливленд
Сальваторе Роза Сцены колдовства День
Сцены колдовства, День, 1645-1649,
Художественный музей, Кливленд
Сальваторе Роза Сцены колдовства Вечер
Сцены колдовства, Вечер, 1645-1649,
Художественный музей, Кливленд

Экспрессивно-сумрачная атмосфера произведений Розы создается с помощью резких светотеневых контрастов, свободной манеры письма, мрачного, буровато-свинцового колорита. Ко времени пребывания во Флоренции относится и его знаменитый автопортрет под названием “Философия” (Лондон, Национальная галерея). Роза изображен в плаще, накинутом на плечо. Романтизация образа подчеркнута несколько театрализованным одеянием, но художнику удалось передать страстность натуры, ее ранимость, иронию, сквозящую во взгляде, и глубокое разочарование от соприкосновения с несправедливостью.

Сальваторе Роза Шабаш ведьм
Шабаш ведьм, 1640, Музей
изящных искусств, Хьюстон
Сальваторе Роза Искушение святого Антония
Искушение святого Антония, 1645,
Музей Конде, Шантильи
Сальваторе Роза Главк и Сцилла
Главк и Сцилла, 1652, Музей
изящных искусств, Кан, Франция

Тему “Автопортрета” продолжает полотно “Аллегория лжи” (Флоренция, Питти). Возможно, моделью изображения человека, снявшего трагическую маску и указывающего на нее, послужил сам Роза. Это пример аллегории, имеющей глубокий моральный подтекст, в котором выражены мысли о творчестве художника, его положении в обществе. Возможно, Роза изобразил себя и в полотне “Портрет бандита” (Санкт-Петербург, Эрмитаж), являющемся произведением, которое упоминается в источниках 17 века. Образ этого человека полон живости и остроумия, а одежда напоминает костюм Паскарьелло, героя маски комедии дель арте.