Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Вероккьо Андреа
Картины и биография

Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio) (1435–1488)
Итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения. Собственно, Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni). Родился во Флоренции. Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), Алессо Бальдовинетти и других мастеров, испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и Антонио Поллайоло.

Андреа дель Вероккьо Дама с цветами
Дама с цветами,
1470-е годы
Андреа дель Вероккьо Крещение Христа
Крещение Христа, 1472-1475,
Галерея Уффици, Флоренция

В скульптуре “Дама с цветами” Андреа дель Вероккьо лицо женщины несколько напряжено, а голова слегка наклонена, руки – особенно важный элемент портретного бюста – лежат на груди. Мягкие складки одежды созданы рукой настоящего мастера. Хотя флорентийские художники эпохи Возрождения были достаточно искусны во многих художественных техниках, многогранность таланта Вероккьо была исключительной.

Андреа дель Вероккьо учился ювелирному делу, был живописцем, скульптором и одним из самых образованых художников ренессанса. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Здесь учились ювелиры, скульпторы и живописцы. среди которых были такие прекрасные художники, как Перуджино и, особенно, Леонардо да Винчи. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460–х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Вероккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.

Вероккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (“Давид”, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490 году), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Немногочисленные живописные произведения Вероккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (“Мадонна”, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Вероккьо был учителем многих итальянских художников – Леонардо да Винчи, Перуджино и других.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Знаменитые рисунки и картины Леонардо во многом основаны на стиле учителя.

Леонардо исполнил детали для некоторых картин и скульптур Андреа дель Вероккьо. Хотя Вероккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью голову и фигуру ангела. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй, и в истории человечества. В 1482 году Вероккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу.