Витрувий
Архитектура и биография
Витрувий (Vitruvius) (вторая половина I века до нашей эры)
Римский архитектор и инженер. Известен как автор “Десяти книг об архитектуре” (русские издания: Архитектура в
десяти книгах, перевод В. Баженова и Ф. Каржавина, Санкт-Петербург, 1790–1797; Десять
книг об архитектуре, перевод Ф.А. Петровского, том 1, 1936, и др.),
единственного полностью сохранившегося античного архитектурного трактата, в
котором рассматриваются градостроительные, инженерно-технические и
художественные проблемы зодчества. обобщается теоретический и практический опыт,
накопленный строителями эллинистической Греции и Рима.
Витрувий родился как свободный римский гражданин в Кампании. Получил архитектурное образование, во время гражданской войны участвовал под руководством Юлия Цезаря в постройке военных машин. Будучи военным инженером, занимался созданием баллист и осадных орудий. Из значимых построек Витрувия отмечается базилика Фанума и конструкции римского акведука. Заложил основу пропорционирования в изобразительном искусстве и архитектуре, получившую позднее название «Витрувианский человек».
Витрувий излагает представления о единстве технических, функциональных и эстетических аспектов архитектуры, обосновывает требование «прочности, красоты и пользы» сооружений. Витрувий обобщил в трактате опыт греческого и римского зодчества, рассмотрел комплекс сопутствующих градостроительных, инженерно-технических вопросов и принципов художественного восприятия. Трактат был известен в Средние века, существует более 80 средневековых манускриптов с текстом трактата на различных языках. Однако, наибольшую популярность работа приобрела в эпоху Ренессанса: гуманист Поджо Браччолини осуществляет в 1486–1492 годах первое печатное издание трактата в Италии. В 1547 году в Париже издается трактат в переводе Жана Мартена. Первый перевод трактата на русский был осуществлен В.Баженовым и Ф.Каржавиным в 90–х годах 18 века. Трактат Витрувия внимательно изучался европейскими архитекторами с 15 столетия, сыграл значительную роль в выработке канонических форм архитектурного Ордера в 17–18 веках.
Витрувианский человек – рисунок (коричневые чернила, металлический карандаш, перо, размер 34 x 25 см, Галерея Академии, Венеция), сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490–х годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам римского инженера и архитектора Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями в одном из его журналов. Рисунок представляет изображение фигуры обнаженного мужчины в двух наложенных (одна на другую) позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остается неподвижным. Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу архитектурного и скульптурного пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры 20 века.