Виртуальный музей Арт Планета Small Bay
Портрет Микеланджело Буонарроти

Портрет Микеланджело Буонарроти

Искусство Италии 16-го века
Портрет Микеланджело Буонарроти написан художником Даниэле да Вольтерра. Существует схожий портрет Микеланджело кисти художника Марчелло Венусти, который был написан ранее в 1535 году, в настоящее время хранится в Каза Буонарроти во Флоренции. Размер картины 36 x 27 см, холст, масло. Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Микеланджело родился 6 марта 1475 году в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, советника городской управы. После рождения Микеланджело семья переехала во Флоренцию к новому месту службы отца. В детстве Микеланджело воспитывался во Флоренции, затем некоторое время проживал в городке Сеттиньяно. Научившись чтению, письму и счету, Микеланджело в 1488 году вопреки воле своего отца поступил в ученики в мастерскую Доменико Гирландайо. Здесь юный Микеланджело познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм.

Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 году. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в материи духа несомненно восходит к неоплатоникам. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее адекватно воплощала замысел художника.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования Микеланджело был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело в течение пяти лет (1501-1504) создавал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид», ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме в 1499 – скульптурную композицию «Пьета», одно из первых воплощений фигуры мертвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II Микеланджело с 1508 по 1512 выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы, представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534–1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III Микеланджело исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело – ансамбль площади Капитолия и Собор святого Петра в Риме.