Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Франс Франкен Младший
Картины Часть 3

Франс Франкен внес свой вклад в развитие жанра «сцены с обезьянами» (по-французски это словосочетание означает «комическая гримаса, поведение или трюк»). Комические сцены с обезьянами, появляющимися в человеческой одежде и в окружающей человека среде, представляют собой живописный жанр, который впервые появился во фламандской живописи в последней четверти 16 века, а успешное развитие получил в 17 столетии.

Франкен Кухня ведьм
Кухня ведьм, 1606, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Франкен Посещение продавца картин
Посещение продавца картин, Музей Халлвиль, Стокгольм
Франкен Живопись Поэзия Музыка
Живопись, Поэзия и Музыка
в Пронккамере, частная коллекция
Франкен Ной вводит животных в свой ковчег
Ной вводит животных в свой ковчег, Музей Прадо, Мадрид
Франкен Плутон провозит Прозерпину мимо нимфы Цианы
Плутон провозит Прозерпину
мимо нимфы Цианы
Франкен Крест святого Андрея
Крест святого Андрея, частная коллекция

Приблизительно в 1575 году фламандский гравер Питер ван дер Борхт представил в качестве самостоятельной темы серию оттисков в художественной традиции Питера Брейгеля Старшего. Эти гравюры в конце 16 века стали достаточно популярны; и эта тема «обезьяньих сцен» требовала продолжения другими фламандскими художниками.

Первым, кто сделал это, был Франс Франкен Младший, который сыграл важную роль в развитии этого жанра. Другие антверпенские художники также внесли свой вклад в это направление жанровой живописи (Ян Брейгель Старший и Младший, Себастьян Вранч, Ян ван Кессель Старший). А художник Давид Тенирс Младший стал главным практиком этой темы, над ее развитием он работал вместе со своим младшим братом Авраамом Тенирсом.

Франкен Похищение Елены
Похищение Елены, Национальный музей, Стокгольм
Франкен Путь на Голгофу
Путь на Голгофу, 1617, Музей Принстона, Нью-Джерси
Франкен Интерьерная сцена
Интерьерная сцена, Национальный музей, Стокгольм
Франкен Вавилонская башня
Вавилонская башня, 1620, частное собрание
Франкен Аполлон и музы
Аполлон и музы, частная коллекция
Франкен Эней в Аиде
Эней в Аиде, Баварское собрание живописи, Мюнхен

Франс Франкен Младший также создавал большие алтарные произведения. В этих работах он оставался невосприимчивым к творчеству Питера Пауля Рубенса, который оказывал сильнейшее влияние на фламандских художников того времени.

Среди религиозно-тематических произведений Франкена Младшего особое внимание обращают необычные и стилистически «реакционные» картины библейских сцен, которые со всех сторон обрамлены более мелкими сценами в гризайле. Каждая сцена гризайля имеет свою собственную натуралистическую перспективу, и в результате композиции создают нечетную смесь трехмерного натурализма и архаичной плоскостности.

Франкен Кухня ведьм и колдуний
Кухня ведьм и колдуний, 1607, частная коллекция
Франкен Ведьмы на шабаше
Ведьмы на шабаше, 1610, частное собрание
Франкен Проповедь Иоанна Крестителя
Проповедь Иоанна Крестителя, 1623, Музей Прадо, Мадрид
Франкен Пейзаж с Меркурием и Герсой
Пейзаж с Меркурием и Герсой, 1635, Музей Прадо, Мадрид

Работы художника находятся в коллекциях музея Виктории и Альберта в Лондоне, Национальной галереи искусств в Лондоне, Государственного музея в Амстердаме и во многих других музеях и частных собраниях. Франс Франкен Младший скончался 6 мая 1642 года в Антверпене.