Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Г Словарь

Художники, скульпторы, архитекторы
Габриель Жак Анж Gabriel Ange-Jacques
Гаварни Поль Gavarni Paul
Гадди Таддео Gaddi Taddeo
Галле Луи Galliat Lui
Гарнье Жак Луи Шарль Garnier Jean-Louis-Charles
Гаулли Бачиччо Gaulli Baciccio
Гварди Джанантонио Guardi Gianantonio
Гварди Франческо Guardi Francesco
Гварини Гварино Guarini Guarino
Гверчино Барбьери Guercino Barbieri
Гвидо да Сиена Guido da Siena
Гвидо ди Грациано Guido di Graziano
Ге Николай Gay Nikolay
Гейнсборо Томас Gainsborough Thomas
Герен Пьер-Нарсис Guerin Pierre-Narcisse
Гертген тот Синт-Янс Geertgen tot Sint Jans
Гиберти Лоренцо Ghiberti Lorenzo
Гирландайо Доменико Ghirlandaio Domenico
Гисланди Витторе Ghislandi Vittore
Гоген Поль Gauguin Paul
Гойен Ян Goyen Jan
Гойя Франсиско Goya Fransisko
Голд Уильям Gold William
Голике Вильгельм Golike Wilgelm
Гольбейн Ганс Holbein Hans
Гончарова Наталия Goncharova Nataliya
Горюшкин-Скоропудов Иван Goryushkin-Skoropudov Ivan
Госсарт Ян Gossaert Jan
Гоццоли Беноццо Gozzoli Benozzo
Гранвиль Жерар Grandville Gerard
Гране Франсуа Мариус Granet Francois-Marius
Грёз Жан Батист Greuze Jean-Baptiste
Грибков Сергей Gribkov Sergey
Григорьев Борис Grigoryev Boris
Гро Антуан Жан Gros Antoine-Jean
Гроот Георг Groot Georg
Гроот Иоганн Groot Iogann
Гудон Жан Антуан Houdon Jean-Antoine
Гужон Жан Goujon Jean
Гус Хуго Goes Hugo
Гуттузо Ренато Guttuso Renato

Г Краткий словарь художественных терминов

Гамма красочная, гамма цветовая, ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (обычно с одним доминирующим), используемый при создании произведений живописи, декоративно-прикладного искусства и др. Различают теплую холодную, светлую и другие гаммы.

Генуэзская школа, одна из художественных школ Италии с центром в городе Генуя. В живописи Генуэзская школа сложилась к конце 1620-х годов, во многом под влиянием работавших здесь фламандцев А. ван Дейка и П.П. Рубенса. Ведущим художником школы был Б. Строцци, соединивший местные традиции с живописностью и эмоциональной чувственностью фламандской живописи. Мастера Генуэзской школы прославились произведениями пасторального жанра, взволнованно-романтическими религиозными композициями. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции художников Генуэзской школы (Б. Строцци, Дж. Б. Кастильоне, А. Вассалло) отличаются сочной живописностью. В архитектуре Генуэзская школа оформилась к середине 16 века; ее расцвет связан с творчеством Г. Алесси, реформировавшего структуру городского палаццо.

Гератская школа миниатюры, одна из художественных школ Среднего Востока, существовавшая в 15 веке в столице государства Тимуридов Герате. Миниатюрам (главным образом иллюстрации к рукописям, создававшимся в придворной рукописной мастерской) 1-й половины 15 века присущи тонкость письма, чистый, иногда построенный на горячих тонах колорит. Произведения мастеров Гератской школы 2-й половины 15 столетия, среди которых выделяются Кемаледдин Бехзад и его ученик Касим Али, отличаются разнообразием сюжетов, многофигурностью и многоплановостью композиций с богатыми пейзажными мотивами, богатством красочной палитры.

Герма (греч. hermes), в Древней Греции первоначально культовый символ бога Гермеса в виде обработанного скульпторами каменного ствола с рельефом или камня с головой бога; особенно подчеркивался фаллос. Гермы устанавливались на дорогах из Афин с указанием расстояний и популярных сентенций. С 5 века до н. э. появляются гермы с портретами известных политических деятелей, поэтов и философов (часто встречаются гермы с двойными портретами).

Гемма (лат. gemma), произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями.

Глиптика (греч. glyptike, от glypho – вырезаю), искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях.

Гобелен (франц. gobelin), вытканный вручную ковер-картина. В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры, основанной как королевская в 1662 в предместье Сен-Марсель, в здании, которое до того занимали красильщики Гобелены (отсюда название). гобелены ткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей (иногда также золотых и серебряных) методом выборочного ткачества, т.е. отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Рисунки (картоны) для гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и другими сюжетами создавали крупные французские живописцы: в 17 столетии – директор мануфактуры Ш. Лебрен, в 18 веке – Ф. Буше, Ж.Б. Удри. Художественные качества гобеленов столь высоки, что их название было перенесено сначала на сделанные им в подражание шпалеры, а в 19 столетии – вообще на любые шпалеры и даже на обивочное плотное полотно машинного производства. В 19 веке художественный уровень гобеленов резко снизился; искусство гобелена было возрождено на новой эстетической основе только в 1930–1940-е годы. Массовые гобелены хорошего ткачества изготовлялись в мастерских Обюссона. Для гобеленов берутся более толстые нити и резко сокращают количество цветов (ранее их было несколько тысяч, теперь же меньше сотни). Картоны для гобеленов создавали А. Матисс, Ф. Леже, Ле Корбюзье и др. С 1960-х годов при изготовлении гобеленов вводятся аппликации, коллаж, ажурное плетение. Обнажается основа ткани, используются декоративные эффекты от рельефных переплетений. Помимо традиционных материалов, используются синтетические, кожа, шнур.

Гуашь (франц. gouache, от итал. guazzo – водяная краска), краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим и примесью белил, а также произведение искусства, выполненное этими красками. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. гуашь широко использовалась для выполнения книжных миниатюр уже в средневековом искусстве, а начиная с эпохи Возрождения – также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, позже – для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок в середине 19 века способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели, использованию ее особенностей (плотность и матовость тонов) для достижения специальных декоративных эффектов.