Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Жерико Теодор
Картины и биография

Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791-1824), французский живописец и график. Учился у Клода Верне (1808-1810) и Пьера Герена (1810-1813), испытал влияние Антуана Гро. В молодости Жерико посетил Италию (1816-1817), Великобританию (1820-1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Сохранив присущее искусству классицизма тяготение к обобщенно-героизированным образам, художник первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

Жерико Плот Медузы
Плот «Медузы», 1818-1819, Музей Лувр, Париж
Жерико Дерби в Эпсоме
Дерби 1821 года в Эпсоме, 1821, Музей Лувр, Париж
Жерико Офицер императорской гвардии
Офицер конных егерей императорской гвардии, 1812, Лувр

Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона.

После поездки в Италию в живописи Теодора Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (“Бег свободных лошадей в Риме”, 1817, Музей Лувр, Париж; “Укрощение быков”, 1817, частное собрание).

Жерико Офицер
Портрет офицера, 1814, Лувр
Жерико Крушение
Сцена кораблекрушения, Лувр
Жерико Раненый кирасир покидающий поле боя
Раненый кирасир, 1814, Лувр

Одна из центральных в творчестве французского живописца работ – картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение.

Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм французского художника воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (“Сумасшедшая”, около 1821–1823, музей изящных искусств, Лион; “Бродяга”, художественный музей, Гент и другие собрания). Жерико выступил также как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821).

Жерико Почтовые лошади
Две почтовые лошади, 1823
Жерико Художник
Художник в мастерской, 1820
Жерико Сумасшедшая
Портрет сумасшедшей, 1822
Жерико Серая лошадь
Серая в яблоках лошадь, 1820
Жерико Лошадь
Лошадь, терзаемая львом, 1822
Жерико Дикие лошади
Дикие лошади, 1817

Теодор Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, художник разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг – молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков.

Жерико Печь
Печь для обжига извести, 1822
Жерико Жертва
Жертва крушения, 1819
Жерико Бег лошадей
Бег лошадей в Риме, 1817
Жерико Портрет бродяги
Портрет бродяги, 1821
Жерико Портрет молодого человека
Портрет молодого человека, 1820
Жерико Укрощение быков
Укрощение быков, 1817, частное