Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Моро Гюстав
Картины и биография

Моро Гюстав Портрет

Моро Гюстав (Moreau Gustave) (1826-1898), французский живописец и график. Родился в Париже 6 апреля 1826 года, в семье архитектора. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Теодора Шассерио и Франсуа-Эдуара Пико, посетил Италию (1857-1859) и Нидерланды (1885). С 1849 года Гюстав Моро начинает выставлять свои работы в Салоне – выставке живописи, скульптуры и гравюры, ежегодно проводившейся с середины XVII века в Большом салоне Лувра. С 1857 по 1859 год художник проживает в Италии, где изучает и копирует полотна и фрески знаменитых мастеров.

Моро Прометей
Прометей, 1868, Музей Гюстава Моро
Моро Венера
Венера, рожденная из пены, 1886, Израильский музей, Иерусалим
Моро Афина и Единорог
Афина и Единорог, 1885, частная коллекция

Осенью 1859 года Моро возвращается домой и знакомится с молодой женщиной – Александриной Дюре, работавшей гувернанткой недалеко от его мастерской. Они проживут вместе более 30 лет. После смерти Александрины в 1890 году художник посвящает возлюбленной одно из своих лучших полотен – “Орфей у гробницы Эвридики”, 1891. На протяжении 1860-х годов произведения французского живописца пользуются огромным успехом и популярностью. Критики называют художника Гюстава Моро спасителем жанра исторической живописи.

Самые значительные картины художника: "Бегство Дария после битвы при Арбелах" и колоссальное полотно "Сцена на тему Песни Песней Соломона" были представлены в парижском салоне 1853 года. Еще больший успех у публики завоевала картина "Минотавр в Критском лабиринте", выставленная в 1855 году, и картина "Эдип и Сфинкс" 1864 года — пожалуй, самое лучшее из всех произведений художника Гюстава Моро.

Моро Эдип и Сфинкс
Эдип и Сфинкс, 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Моро Странник Эдип
Странник Эдип, 1888, Музей истории искусства, Метц
Моро Мистический цветок
Мистический цветок, 1890, Музей Гюстава Моро, Париж

В течение всей жизни Гюстав Моро писал фантастически пышные, мастерски исполненные в духе символизма композиции на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты, лучшие из которых – “Эдип и сфинкс”, 1864, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; “Орфей”, 1865, Музей Лувр, Париж; “Саломея”, 1876, Музей Орсе, Париж; “Галатея”, 1880, Музей Гюстава Моро, Париж.

В основе картины “Галатея” – сюжет из греческой мифологии, повествующий о неразделенной любви циклопа Полифема к нереиде Галатее. Чувственная обнаженная нимфа томно расположилась в экзотическом гроте, богато и причудливо украшенном яркими анемонами, кораллами и другими окаменевшими растениями. На нее пристально взирает жутковатое трехглазое чудовище. Мириады подводных растений с их интенсивной окраской и плавная живописная манера создают в картине колдовскую атмосферу, похожую на сон.

Моро Галатея
Галатея, 1880, Музей Гюстава Моро, Париж
Моро Святой Георгий
Святой Георгий и дракон, 1890, Национальная галерея, Лондон
Моро Юпитер и Семела
Юпитер и Семела, 1895, Музей Моро
Моро Фракиянка с головой Орфея
Фракиянка с головой и лирой Орфея, 1865, Музей Орсэ, Париж
Моро Ясон и Медея
Ясон и Медея, 1865, Музей Орсэ, Париж
Моро Смерть Сафо
Смерть Сафо, 1870, частная коллекция

Гюстав Моро был тесно связан с движением символизма; входившие в него художники отказались от объективности и натурализма представителей импрессионизма. В поисках вдохновения символисты обращались к литературе или античной и северной мифологии, часто произвольно соединяя их друг с другом. В 1888 году художника избирают членом Академии изящных искусств и спустя четыре года профессор Моро становится руководителем мастерской в Школе изящных искусств.

Моро Диомед
Диомед, пожираемый лошадьми, 1865, Музей искусств, Руан
Моро Геракл
Геракл и лернейская гидра, 1876, Институт искусств, Чикаго
Моро Гесиод и муза
Гесиод и муза, 1891, Музей Орсэ, Париж
Моро Клеопатра
Клеопатра, 1887, Лувр, Париж
Моро Ночь
Ночь, 1880, ГМИИ, Москва
Моро Дездемона
Дездемона, 1875, частное собрание

В 1890-х годах здоровье художника резко ухудшилось. Он подумывает о завершении своей карьеры и возвращается к своим незаконченным картинам. Одновременно Гюстав Моро приступает к работе над своим последним шедевром – “Юпитер и Семела”, 1894-1895. Моро хотел сохранить свои работы для будущих поколений и не желал, чтобы после смерти его наследие оказалось рассеянным по всему свету. Художник превратил два верхних этажа дома, купленного его родителями еще в 1852 году, в экспозиционное пространство и завещал государству дом со всеми находившимися там произведениями и всем содержимым квартиры.

Моро Аполлон и музы
Аполлон и музы, 1856, частная коллекция
Моро Химера
Химера, 1867, Музей Фогга, Гарвард
Моро Осень Деянира
Осень (Деянира), 1872-1873, Музей Гетти, Лос Анджелес

Экспозиция музея Моро в основном состоит из незаконченных работ художника и черновых набросков. Это придает уникальность и необычность коллекции, ощущение незримого присутствия великого мастера. На данный момент музей насчитывает около 1200 холстов и акварелей, 5000 рисунков, которые экспонируются с учетом пожеланий их автора. Гюстав Моро умер от рака 18 апреля 1898 года. Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.