Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

П Словарь

Живописцы, архитекторы, мастера иконописи и гравюры
Палладио Андреа Palladio Andrea
Палисси Бернар Palissy Bernard
Пальма Веккьо Якопо Palma Vecchio
Паннини Джованни Паоло Pannini Giovanni Paolo
Паркес Майкл Parkes Michael
Паркинсон Кит Parkinson Keith
Пармиджанино Франческо Parmigianino Francesco
Паскаль Даньян-Бувере Paskal Dagnan-Bouveret
Патинир Иоахим Patinir Jochim
Пелевин Иван Pelevin Ivan
Пеллегрини Антонио Pellegrini Antonio
Пеннингтон Брюс Pennington Bruce
Перино дель Вага Perino del Vaga
Перлстайн Филип Pearlstein Philip
Перов Василий Perov Vasily
Перов Василий Картины и эскизы
Перро Клод Perrault Claude
Перроно Жан Батист Perroneau Jean-Baptiste
Персье Шарль Percier Charles
Перуджино Пьетро Perugino Pietro
Перуцци Бальдассаре Peruzzi Baldassare
Пигаль Жан Батист Pigalle Jean Baptiste
Пизанелло Антонио Pisanello Antonio
Пизано Никколо Pisano Niccolo
Пикабия Франсуа Picabia Francois
Пикассо Пабло Picasso Pablo
Пилон Жермен Pilon Germain
Пинелли Бартоломео Pinelli Bartolomeo
Пинтуриккио Pinturicchio
Пиранези Джованни Piranesi Giovanni
Писсарро Камиль Pissarro Camille
Питр Джон John Pitre
Плахов Лавр Plahov Lavr
Поллайоло Антонио Pollaiolo Antonio
Понтормо Якопо Pontormo Jacopo
Порселлис Ян Porcellis Jan
Порта Джакомо Porta Giacomo
Поттер Паулюс Potter Paulis
Поттер Фредерик Potter Frederick
Поццо Андреа Pozzo Andrea
Прайор Скотт Prior Scott
Приматиччо Франческо Primaticcio Francesco
Прюдон Пьер Поль Prudon Pierre Paul
Прянишников Илларион Pryanishnikov Illarion
Пукирев Василий Pukirev Vasily
Пуссен Никола Poussin Nicolas
Пьеро делла Франческа Piero della Francesca
Пьер Жан-Батист Мари Pierre Jean-Baptiste Marie
Пьеро ди Козимо Piero di Cosimo
Пьетро да Кортона Pietro da Cortona
Пьяццетта Джованни Piazzetta Giovanni
Пюви де Шаванн Пьер Puvis de Chavannes Pierre
Пюже Пьер Puget Pierre

П Краткий словарь художественных терминов

Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии. В 14 веке в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи, а также самобытные позднеготические мастера Альтикьеро и Аванцо. К середине 15 столетия здесь сформировалась самостоятельная школа, в которой позднеготические черты сочетались с поисками чеканно-ясной пластической формы; крупнейшим мастером Падуанской школы был А. Мантенья.

Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium – дворец), тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и барокко. Классическое палаццо, сложившееся в 15 веке (преимущественно во Флоренции, в творчестве Ф. Брунеллески, Микелоццо да Бартоломмео и др.), представляло собой 3-этажное (реже 2- или 4-этажное) здание, выходившее фасадом на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, окруженный арочными галереями. С 16 столетия в оформлении фасадов палаццо усилилась роль ордерных элементов и скульптурного декора, общая композиция обрела большую связь с городским окружением и природной средой (постройки Браманте, Рафаэля и др.). В различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо.

Палладианство, направление в европейском зодчестве 17–18 веках, развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в творчестве итальянского архитектора А. Палладио. Созданные им строго упорядоченные и вместе с тем разнообразные по композиции и ордерному декору типы городского дворца, загородной виллы, церкви приобрели широкую популярность среди зодчих, выступавших против архитектурных принципов барокко. В 17 столетии наиболее последовательное выражение палладианство получило в архитектуре Великобритании (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на 18 век, когда английские (У. Кент, К. Кэмпбелл и др.) и немецкие (Г.В. Кнобельсдорф и др.) зодчие возводили здания, отмеченные строгой простотой и изяществом форм, целесообразностью планировки, органической связью с окружающей средой, в том числе с пейзажными парками.

Панно (франц. panneau, от лат. pannus – кусок ткани), часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т.п.) и заполненная скульптурными или живописными изображениями; также картина, исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для постоянного (реже временного) украшения определенного участка стены или потолка.

Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta – тесто), живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из растертых в порошок пигментов с добавлением камедей, молока, иногда мела, гипса и пр.; также произведение, выполненное в этой технике. Художественный эффект Пастели основан на особой чистоте и мягкости красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть нежной, бархатистой поверхности произведения. Работа штрихом, а не мазком сближает технику пастели с графикой.
Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине 15 века, но работавшие в этой технике мастера 16–17 столетий (Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн Младший в Германии и др.) не переступали традиций чистого графического рисунка. Живописные возможности пастели были реализованы в творчестве таких мастеров 18 века, как М.К. де Латур, Ж.Б.С. Шарден, Ж.Б. Перроно во Франции, А.Р. Менгс в Германии, Ж.Э. Лиотар в Швейцарии. В 19 столетии новые, доступные пастели средства художественной выразительности (богатство фактуры, экспрессивная сила линии) открыл Э. Дега.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность, города и архитектурные постройки (городской архитектурный пейзаж – ведута), морские виды (марина) и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Зарождение пейзажа в европейском искусстве было ознаменовано заменой условных (золотых или орнаментальных) фонов пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии, Я. ван Эйк в Нидерландах, К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии). В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и мастера дунайской школы) и в небольших живописных композициях, где образ природы составляет единственное содержание картины (А. Альтдорфер) либо безраздельно господствует над сценами переднего плана (И. Патинир). В пейзаже барокко Я.П. Рубенс, С. Роза, А. Маньяско) главенствует стихийная мощь природы, в произведениях голландских пейзажистов 17 века, – поэтическое ощущение ее тесной связи с жизнью человека (произведения Я. ван Гойена, Х. Сегерса, Я. ван Рёйсдала, М. Хоббема, Я. Вермера Делфтского и др.). В 18 веке широко распространился видовой городской пейзаж., топографически точный в ведутах Каналетто и Б. Беллотто, тонко-лиричный в картинах Ф. Гварди. Предромантическими веяниями пронизаны пейзажи с изображением руин Ю. Робера, интимно-лирические фоны в картинах Ж.О. Фрагонара и Т. Гейнсборо. В пейзаже первой половины 19 столетия преобладали тенденции романтизма (К.Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии, Й.А. Кох в Австрии, У. Тёрнер в Великобритании); одновременно в творчестве Дж. Констебла в Великобритании, раннего К. Коро во Франции, К. Блехена в Германии закладывались основы реалистического пейзажа середины – 2-й половины 19 века: особая чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы, интерес к проблемам пленэра, к национальному своеобразию ландшафта. Эти черты свойственны произведениям мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле во Франции, Маккьяйоли в Италии, А. фон Менцеля в Германии, Я.Б. Йонгкинда в Голландии и др. Доминирующее положение занимает пейзаж в творчестве мастеров французского импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей); на рубеже 19 и 20 веков П. Сезанн утверждал в своих пейзажах монументальную мощь и конструктивную структурность естественных ландшафтов, В. ван Гог стремился к нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, П. Гоген радикально переосмыслял образ идиллического пейзажа.

Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В зависимости от принятой в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные исторические формы: так называемая рыбья кость в античном изобразительном искусстве, так называемая обратная перспектива в средневековом искусстве Европы и Византии, так называемая параллельная перспектива в живописи Китая и Японии. Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в эпоху Возрождения, интерес его мастеров к объемности и материальности пространственных форм способствовали превращению идеи научно обоснованной, адекватной зрительному восприятию перспективы в одну из главных художественных проблем времени. Последовательная система линейной или прямой перспективы, рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления от переднего плана, разрабатывалась итальянскими мастерами 15 века (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло), художниками Нидерландов и Германии (братья Х. и Я. ван Эйки, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита. В эпоху барокко перспектива обогатилась сложными ракурсами, предполагающими необычные (в том числе сильно пониженные или повышенные) точки зрения.
В конце 19 – начале 20 веков некоторые художники, осознавшие формализм многих моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность точки зрения, отсутствие корректировок на бифокальность зрения и т.д.), использовали так называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану в произведениях П. Сезанна).

Платереско (исп. plateresco, от platero – ювелир), архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля, возникшего в конце 15 столетия, стало тончайшее архитектурное узорочье, имеющее плоскостно-ковровый характер. Не затрагивая конструктивную основу зданий, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее – на ренессансные формы. С 1530 годов в платереско проникает все больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т.п.), а также ордерных элементов, вносящих определенную упорядоченность в декор, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности. Во второй половине 16 века в большинстве районов Испании платереско вытесняется суровым стилем "десорнаментадо" (или "эрререско"), созданным архитектором Ф. де Эррерой Старшим.

Плафон (от франц. plafond – потолок), в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. В более узком смысле – произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры, украшающее подобное перекрытие. Живописные плафоны исполнялись непосредственно на перекрытии (в технике фрески, масляной, клеевой живописи и т.п.) или на прикрепляемом к потолку холсте (панно). Как часть декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений живописные и скульптурные плафоны получили широкое распространение в европейском искусстве 17 – 19 веков.

Пленэр (франц. plein air, буквально – открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в художественную практику в первой половине 19 века (Дж. Констебл в Великобритании), в середине 19 века приверженцами пленэра выступили К. Корои мастера барбизонской школы во Франции. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине 19 столетия в творчестве мастеров импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др.

Полиптих (от греч. polyptychos – состоящий из многих складок или дощечек), многостворчатый живописный или рельефный складень либо несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и композиционного строя.