Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Перов Василий Григорьевич
Картины и биография

Перов Автопортрет

Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily Grigorevich), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Федор Михайлович Достоевский», 1872; «Историк Михаил Петрович Погодин», 1872, и других). Родился в Тобольске 21 декабря 1833 года (по старому стилю, по новому - 2 января 1834).

Перов Приезд станового
Приезд станового на следствие
Перов На могиле
На могиле, 1859, ГТГ
Перов Проповедь в селе
Проповедь в селе, 1861, ГТГ

По происхождению художник являлся незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у Сергея Константиновича Зарянко.

Жил и работал художник в Москве, а в 1862-1864 годах в Париже (как пенсионер Академии художеств). Василий Григорьевич Перов испытал особое влияние творчества Павла Андреевича Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Уже в первых своих картинах («Приезд станового на следствие», 1857; «На могиле», 1859, обе – Третьяковская галерея, Москва) художник предстал как автор пронзительных жанровых полотен.

Перов Сельский крестный ход на Пасхе
Сельский крестный ход на Пасхе
Перов Чаепитие в Мытищах
Чаепитие в Мытищах, 1862, ГТГ
Перов Дилетант
Дилетант, 1862, ГТГ
Перов Шарманщик
Шарманщик, 1863, ГТГ
Перов Парижская шарманщица
Парижская шарманщица, 1864, ГТГ
Перов Продавец
Продавец, 1864, ГТГ

Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861; «Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, все четыре вышеперечисленные картины – Третьяковская галерея, Москва).

Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором. В зрелые годы колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе – Третьяковская галерея, Москва); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой.

Перов Дети-сироты на кладбище
Дети-сироты на кладбище, 1864, ГРМ
Перов Очередь за водой
Очередь за водой у бассейна, 1865, ГТГ
Перов Проводы покойника
Проводы покойника, 1865, Третьяковская галерея
Перов Приезд гувернантки
Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866, ГТГ
Перов Чистый понедельник
Чистый понедельник, 1866, Третьяковская галерея
Перов Тройка
Тройка. Ученики-мастеровые везут воду, 1866, ГТГ