Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Руссо Анри
Картины и биография

Руссо Анри Портрет

Руссо Анри Жюльен Феликс (Rousseau Henri) (5 декабря 1844, Лаваль, Майен – 04 сентября 1910), французский живописец, представитель примитивистского модерна. Руссо был художником-дилетантом. Он состоял на государственной службе в таможенном департаменте Парижа. Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию целиком посвятил себя искусству. Необычные яркие полотна Руссо привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма Камиля Писсарро и Поля Синьяка. Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа.

Руссо Заклинательница змей
Заклинательница змей, 1907, Музей Орсэ, Париж
Руссо Сновидение
Сновидение, 1910 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Руссо Мост в Севре
Мост в Севре, 1908, ГМИИ, Москва
Руссо Памятник Шопену
Памятник Шопену, 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Руссо Обезьяны
Обезьяны, 1908 год, Национальная галерея, Вашингтон
Руссо Война
Война, 1894, Музей Орсэ, Париж

Анри Руссо привлек к себе внимание представителей парижского авангарда, когда впервые выставил свои картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество французского живописца Анри Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира художником-самоучкой, абсолютно свободное от догм академического общения.

Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.

Руссо Макалоф
Макалоф, 1908, Национальная галерея, Прага
Руссо Столетие свободы
Столетие свободы, 1892, Музей Поля Гетти
Руссо Свадьба
Свадебная вечеринка, 1908, Музей де л'Оранжери

Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии. Не получивший профессионального образования, Руссо обладал прирожденным чувством формы, цвета, свежестью восприятия мира. Художник признавался, что, когда он пишет свои картины, ему кажется, что кто-то другой водит его рукой. Преображая реальность своей наивной фантазией, Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок.

Создавая воображаемые джунгли с загадочными персонажами, художник черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.

Руссо Спящая цыганка
Спящая цыганка, 1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Руссо Тигр и буйвол
Тигр и буйвол, 1908-1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Руссо Двуколка отца Жюне
Двуколка отца Жюне, 1908, Музей де л'Оранжери
Руссо Футболисты
Футболисты, 1908, Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
Руссо Прогулка на лесной опушке
Прогулка на лесной опушке, 1886, Кунстхаус, Цюрих
Руссо Джунгли на экваторе
Джунгли на экваторе, 1909, Музей Метрополитен, Нью-Йорк