Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Штук Франц
Картины и биография

Штук Франц Портрет

Франц фон Штук (Franz von Stuck) (1863-1928), немецкий живописец и скульптор, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Родился в Теттенвейсе 23 февраля 1863 в баварской крестьянской семье. Приехав в Мюнхен, занимался в 1881-1884 годах в городской художественно-ремесленной школе и Политехникуме. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние швейцарского живописца, представителя символизма и стиля модерн Арнольда Бёклина.

Штук Саломея
Саломея, 1906, Дом-музей Ленбаха, Мюнхен
Штук Раненая амазонка
Раненая амазонка, 1904, Музей ван Гога, Амстердам
Штук Юный Бахус
Юный Бахус, 1901, Частная коллекция

В молодости Штук много работал как художник прессы (для журналов "Югенд", "Пан" и других изданий). Франц фон Штук являлся одним из основателей (1892) и президентом Мюнхенского сецессиона, он рисовал афиши для его выставок; композиция с Афиной-Палладой (1889) стала популярным символом этого объединения.

Немецкий художник завоевал известность своими аллегорико-мифологическими картинами, где характерные для символизма темы "рокового" эротического влечения и разгула иррациональных, "демонических" стихий получили особенно броское, нередко брутальное выражение.

Штук Чувственность
Чувственность, 1891
Штук Сусанна
Сусанна и старцы, 1913
Штук Купание
Купание Сусанны, 1913
Штук Инферно
Инферно, 1908
Штук Поцелуй сфинкса
Поцелуй сфинкса, 1895
Штук Диссонанс
Диссонанс, 1910

К числу картин немецкого живописца, проникнутых нарочито брутальной символикой, можно отнести – «Борющиеся фавны», 1889, Новая пинакотека, Мюнхен; «Люцифер», 1890, Национальная галерея, София; «Поцелуй сфинкса», 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Вакханалия», 1905, Кунстхалле, Бремен.

Архетипическими стали созданные художником образы женщин-вамп («Грех», 1893, Новая пинакотека; «Саломея», 1906, Дом-музей Франца фон Ленбаха) и военного насилия («Война», 1889, Новая пинакотека). Франц фон Штук воспринял многие черты переходной художественной эпохи, какой в историческом плане был стиль модерн.

Штук Вино
Вино, 1888
Штук Грех
Грех, 1893
Штук Сизиф
Сизиф, 1920
Штук Чистота
Чистота, 1889
Штук Юдифь
Юдифь и Олоферн, 1926
Штук Битва
Битва за женщину, 1905

Сознательно оказавшись в стороне от проблем, увлекавших таких известных представителей искусства конца XIX – начала XX века, как Врубель, Гоген, Мунк, – поисков смысла жизни, разгадки будущего человечества, обнажение одиночества личности на фоне мирового универсума, он пытался вдуматься в пересечение духовного и телесного, красоты и зримой реальности человеческого облика. Не все убедительно сопрягалось в творческих исканиях Франца фон Штук. В них можно найти примеры сосуществования чуждых друг другу эстетических установок и стилистических приемов.

Штук Фавн
Фавн и русалка, 1918
Штук Весна
Весна, 1909
Штук Страж
Страж рая, 1889

Франц фон Штук сочетал в своих картинах черты академического натурализма и стиля модерн. Под влиянием немецкого философа Фридриха Ницше художник создавал фантастико-аллегорические произведения, проникнутые нарочито брутальной символикой. Но в моменты прозрений у этого художника рождались столь оригинальные соединения поэзии и разоблачительного исследования, романтизма и натурализма, которые, свидетельствуя о новом понимании возможностей изобразительного искусства, являли собой настоящие структурные открытия. Такие произведения шокировали зрителя, вызывая нередко оторопь и скандалы среди публики, но позже получали высокую оценку своей поэтической интонацией и новизной мысли.

Штук Хоровод
Хоровод роз, 1910, Частное собрание
Штук Автопортрет с женой
Автопортрет с женой в ателье, 1902, Частное собрание, Мюнхен
Штук Мари
Мари в красной шляпке, 1902, Частная коллекция, Мюнхен
Штук Тилла Дюрье
Тилла Дюрье в образе Цирцеи
Штук Качели
Качели, 1898
Штук Семейный портрет в исторических костюмах
Семейный портрет, 1909

Немецкий художник известен также как портретист («Автопортрет с женой», 1907, Вилла Штука; «Мэри в красной шляпке», 1902, частное собрание; все работы – в Мюнхене). Изготовлял эффектные декоративные рамы для своих картин. Его дар дизайнера-декоратора развернулся при постройке и оформлении собственного дома – Виллы Штука, для которой он исполнил ряд бронзовых скульптур («Атлет», «Амазонка», 1890-е) и декоративных панно (Помпеянская стена и др.). Преподавал в мюнхенской Академии художеств. Умер Франц фон Штук в Мюнхене 30 августа 1928 года.