История искусства Италии
Портрет Яна ван Эйка, гравюра работы Доминика Лампсония

Ян ван Эйк

Картины и биография
Яна ван Эйка
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Эйк Бракосочетание Арнольфини
Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422–1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428–1429 – Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый “Гентский алтарь”, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (“Тимофей”, 1432, “Портрет мужчины в красном тюрбане”, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет – проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.
Эйк Мадонна канцлера Ролена
Портрет супругов Арнольфини
1434, Национальная галерея,
Лондон
Мадонна канцлера Ролена
1435, Музей Лувр,
Париж
Эйк Мадонна каноника ван дер Пале
Эйк Луккская Мадонна
Мадонна каноника ван дер Пале
1436, Художественная галерея,
Брюгге
Луккская Мадонна, 1430, Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне

Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck
Тимофей
1420
Мадонна с картезианским монахом Портрет кардинала Альбергати, 1432 Стигматизация святого Франциска, 1429 Портрет мужчины в тюрбане, 1433

Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck
Портрет мужчины из Гарофано 1435 Портрет Бодуэна де Ланоя, 1435 Алтарь Девы Марии
1437
Портрет Яна де Леув
1436
Портрет жены Маргрет ван Эйк, 1439

Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck Ян ван Эйк Jan van Eyck  Ян ван Эйк Jan van Eyck
Благовещение
1420
Мадонна в церкви
1422-1425
Благовещение
1435
Распятие
1420-е
Страшный Суд
1420-е годы

Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь Братья ван Эйк Гентский Алтарь
Братья Ян и Хуберт ван Эйк
Гентский Алтарь
, полиптих, 1425-1432
Кафедральный собор святого Бавона, Гент
Братья Ян и Хуберт ван Эйк
Гентский Алтарь
в свернутом
виде с закрытыми ставнями

Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, “Гентский алтарь” открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, отличаются убедительной пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене “Поклонение Агнцу” в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции “Мадонна канцлера Ролена” (около 1436, Лувр, Париж) и “Мадонна каноника ван дер Пале” (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в “Мадонне канцлера Ролена” воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи , используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.
Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).


Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.




История зарубежного искусства
Знаменитые музеи мира
История северного ренессанса




Живопись | Скульптура | Фотоискусство | История | Мифология | Астрология | Библиотека | Карта сайта | О проекте

При использовании материалов упоминание проекта Виртуальный художественно-исторический музей приветствуется!
Если обнаружите ошибку в статьях или дизайне сайта, просьба сообщить. Пожалуйста, свяжитесь с нами .
От счастливых обладателей браузеров IE6 и более ранних версий сообщения по поводу дизайна и вёрстки не принимаются.

Картины русских художников
и иноземных живописцев при дворе российских императоров


Яндекс.Метрика

Copyright 2004 © Small Bay Ltd