Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Ж Словарь

Декораторы, мастера пейзажа и портрета
Жакоб Жорж Jacob Georges
Жерар Франсуа Gerard Francois
Жерико Теодор Gericault Theodore
Жером Жан-Леон Gerome Jean-Leon
Жером Жан-Леон Картины Часть 2
Жувене Жан Jouvenet Jean
Жуковский Станислав Zhukovskiy Stanislav
Журавлев Фирс Zhuravlev Firs

Ж Краткий словарь художественных терминов

Жанр (франц. genre – род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (портрет, пейзаж, бытовой жанр, интерьер, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т.п.). "Поджанры" основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина – особый вид пейзажа, "завтраки" и "десерты" – разновидности натюрморта). В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения, – в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (так, в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т.д., в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов).
Основные жанры, как и само понятие жанр, имеют свои исторические границы. Искусство древности, средневековья, Возрождения не знало четких границ между жанрами, и только в 17–18 веках эстетика классицизма создала строгую иерархическую жанровую систему с разделением жанров на "высокие" и "низкие". Однако уже в 19 веке эта иерархия разрушается, а границы между жанрами постепенно стираются, начинается процесс их переплетения и сложного взаимодействия. В ином, узком смысле термином жанр обозначаются произведения бытового жанра (жанровая картина, жанровая скульптура и т.п.).

Жанр анималистический (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма. Собственно анималистическийжанр появился в Китае в периоды Тан (8 век) и Сун (13 век). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.
Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический – морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 веке в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

Жанр батальный (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П. Уччелло,Пьеро делла Франческа; героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто. В 17 веке сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. В батальном жанре формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной им битвы (Ш. Лебрен),небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф. Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Ватто). В 1-й половине 19 века на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др. Во 2-й половине 19 века в военных сценах и батально-исторических полотнах А. фон Менцеля в Германии, А. Фаттори в Италии, У. Хомера в США и др. усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

Жанр бытовой, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 веков. Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В 17 веке окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для "бодегонес" Д. Веласкеса.

В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт. Во Франции в 18 столетии бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), "галантными сценами", в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия . Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества. В 16–18 веках бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). В Европе 19 столетии бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.). Во второй половине 19 века мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США). На рубеже 19 и 20 веков в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.). Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.

Жанр портретный. Портрет (франц. portrait, от устаревшего франц. portraire – изображать, передавать "черта в черту"), один из основных жанров изобразительного искусства, изображение человека или группы людей, реально существующих либо существовавших в прошлом. Важнейший критерий портретности – сходство изображения с оригиналом, которое достигается не только верной передачей облика модели, но и раскрытием духовной сущности, социального положения портретируемого, типичности или, напротив, исключительности его индивидуальности и т.п. Субъективно-авторскую окраску придают искусству портрета личностное отношение художника к модели, его собственные мировоззрение и творческая манера. Исторически сложилась широкая и многоплановая типология портрета: в зависимости от функционального назначения, композиционных особенностей, образной трактовки различают портреты героические, сатирические и сентиментальные, парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфасные, профильные и т.п.; специфический "поджанр" портрета – автопортрет.

Зародившийся в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня образности уже в искусстве Древнего Востока, особенно в древнеегипетской пластике и монументальной живописи (работы Тутмеса и многие другие памятники). В античном искусстве портрет развивался от идеализированных скульптурных образов поэтов, философов, общественных деятелей Древней Греции до драматически-выразительных портретов эпохи эллинизма и сугубо индивидуализированных портретных бюстов и статуй Древнего Рима. В эпоху средневековья, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности и религиозной соборности, возникали, тем не менее, портретные образы, отмеченные ясной физиономической определенностью, зачатками духовной индивидуальности (скульптура готики, некоторые мозаики и фрески Византии и Древней Руси и т.д.). Выразительные образы создавались в средневековой живописи Китая и Японии, в миниатюре стран мусульманского Востока (произведения Кемаледдина Бехзада, Реза Аббаси и др.).

Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения: идеалы героической, активно действенной личности, гармонично связанной с мирозданием, утверждали итальянские художники 15 века(живопись Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, живопись и медали Пизанелло). Углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонии, а иногда мощным драматизмом мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто); в искусстве Позднего Возрожденияи маньеризма гармоническая ясность ренессансных образов сменяется напряженностью и подчеркнутой драматичностью (произведения Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании). Духовной заостренностью, предметной точностью изображения отличаются портреты нидерландских (Я. ван Эйк, Р. Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров Возрождения, ренессансным гуманизмом отмечены произведения французских портретистов этой эпохи (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Ж. Пилона, Корнеля де Лиона).

В 17 столетии глубокая демократизация жанра, стремление художников к многостороннему познанию человеческой личности, эмоциональная насыщенность портретных образов ярче всего сказались в творчестве голландских мастеров (Рембрандта, Ф. Халса), в живописи Д. Веласкеса в Испании, П.П. Рубенса и А. ван Дейка во Фландрии, Н. Пуссена во Франции. В 18 веке свежая жизненная правдивость, точность и острая аналитичность характеристик свойственны портретам французских (живопись и станковая графика М.К. де Латура, Ж.О. Фрагонара, Ж.Б. Перроно, пластика Ж.А. Гудона и Ж.Б. Пигаля) и английских (У. Хогарта, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо) художников. На переломе 18 и 19 веков существенные аспекты эпохи выпукло отражены в страстно-эмоциональных, романтически-приподнятых картинах Ф. Гойи, в ярких и правдивых портретах главы позднего французского классицизма Ж.Л. Давида.

В первой половине 19 столетия в портрете развивались тенденции романтизма (живопись Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции, Ф.О. Рунге в Германии), новым жизненным содержанием наполнялись традиции классицистического портретного искусства (живопись Ж.О.Д. Энгра во Франции, пластика И.Г. Шадовав Германии и др.), появились значительные образцы сатирического портрета (графика и скульптура О. Домье во Франции). В середине и 2-й половине 19 века расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений, в рамках которых по-разному решаются проблемы портретной живописи (работы А. фон Менцеля и В. Лейбля в Германии, Я. Матейко в Польше, Дж. Сарджента, Т. Эйкинса в США и др.). Достижения мастеров французского импрессионизма (Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, скульптора О. Родена) и их последователей (М. Либермана в Германии, Дж. Уистлера в США, А. Л. Цорна в Швеции и др.) привели к обновлению художественной концепции портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде; противоположные тенденции нашли выражение в творчестве художников постимпрессионизма – П. Сезанна, стремившегося выразить в портретном образе устойчивые, вечные свойства бытия, и В. ван Гога, в предельно драматических автопортретах отразившего жгучие проблемы нравственной и духовной жизни.