Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Нестеров Михаил Васильевич
Картины Часть 2

Михаил Васильевич Автопортрет

В больших, «соборных» картинах русский художник Михаил Васильевич Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1898; "Святая Русь", 1901-1906). Самое большое полотно мастера – "На Руси. Душа народа." (первоначальное название "Христиане" 1914-1916) – включает в толпу «очарованных странников» фигуры Фёдора Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль в картинах мастера играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).

Нестеров Великий постриг
Великий постриг, 1898, Третьяковская галерея
Нестеров Святая Русь
Святая Русь, 1901-1906, Русский музей
Нестеров Душа народа
Душа народа. Христиане, 1914-1916 годы, Третьяковская галерея
Нестерова Екатерина Петровна жена художника
Екатерина Петровна, жена художника, 1905, ГТГ
Нестерова Ольга дочь художника
Ольга Михайловна, дочь художника, 1905, ГТГ
Нестерова Екатерина Петровна в старорусском костюме
Нестерова Екатерина Петровна в старорусском костюме, 1906 год

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (Портрет дочери художника Ольги Михайловны Нестеровой, или так называемая "Амазонка", 1906; Портрет жены художника Екатерины Петровны Нестеровой в старорусском костюме, 1906; Портрет дочери художника Наташи Нестеровой на садовой скамейке, 1914; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или "Философы", 1917, Государственная Третьяковская галерея).

Человек в портретах Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы. Во времена советской власти художник уже не мог открыто писать библейские сюжеты и в своем творчестве переключается на портретную живопись. Однако лицам на его поздних портретах присуща все та же одухотворенность, что и в ранних его работах.

Нестерова Наташа на садовой скамейке
Дочь художника Наташа Нестерова на садовой скамейке, 1914 год
Нестеров Лисичка
Лисичка, 1914, Третьяковская галерея
Нестеров Сестры
Сестры, 1916, Киевский музей русского искусства, Украина
Нестеров Философы Флоренский и Булгаков
Философы, 1917, Третьяковская галерея
Нестеров Путник
Путник, 1921, Тверская областная картинная галерея
Нестеров Сказание о невидимом граде Китеже
Сказание о невидимом граде Китеже, 1922, Нижегородский музей

Не приняв Октябрьскую революцию, Михаил Васильевич Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер. Сталинские репрессии не обошли стороной и семью Нестеровых.

По подозрению в шпионаже был задержан и расстрелян зять художника, известный московский юрист. А дочь художника Ольга, как жена врага народа, была сослана на поселение в Джамбул. В 1938 году арестовали и Михаила Васильевича. Полмесяца художника продержали в Бутырской тюрьме, но судьба и провидение оберегли выдающегося русского живописца от иных репрессивных действий власти по отношению к нему.

Нестеров Послушницы у реки
Послушницы на берегу реки, 1920-е, частное собрание
Нестеров Монахини
Монахини и странник у реки, 1922, частное собрание
Нестеров Девушка у пруда
Девушка у пруда. Наталья Михайловна Нестерова, 1923 год
Нестеров Пустынники и послушницы
Отцы-пустынники и жены непорочны, 1932, ГТГ
Нестеров Павлов Иван Петрович
Павлов Иван Петрович, 1930-е, ГТГ
Нестеров Мухина Вера Игнатьевна
Мухина Вера Игнатьевна, 1940, ГТГ

В годы сталинских репрессий художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), хирурга С. С. Юдина (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И. Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.