Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Тьеполо Джованни
Картины и биография

Тьеполо Автопортрет

Тьеполо Джованни Баттиста (Tiepolo Giovanni Battista, 1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 1756-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях).

Тьеполо Царица Пальмиры Зенобия перед императором Аврелианом
Царица Пальмиры Зенобия перед императором Аврелианом, 1717, Музей Прадо, Мадрид
Тьеполо Триумф императора Аврелиана
Триумф императора Аврелиана, 1718, Галерия Сабауда, Турин, Италия
Тьеполо Сципион Африканский освобождает Массиву
Сципион Африканский освобождает Массиву, 1719-1721, Музей Уолтерса, Балтимор

В дальнейшем стиль итальянского художника приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739, и Скальци, 1743-1744, в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов.

Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).

Тьеполо Царица Зенобия обращается к своим солдатам
Царица Зенобия обращается к своим солдатам, 1725-1730 годы, Национальная галерея, Вашингтон
Тьеполо Битва у города Верчелли
Битва у города Верчелли, 1725-1729, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Тьеполо Агарь в пустыне
Агарь в пустыне, 1726-1729, Архиепископский дворец, (Палаццо Arcivescovile), Удине

Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; “Поклонение волхвов”, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен). Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.

Тьеполо Ангел Исмаил спасающий Агарь
Ангел спасает Агарь, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция
Тьеполо Триумф Зефира и Флоры
Триумф Зефира и Флоры, 1735, Палаццо Ca 'Rezzonico, Венеция
Тьеполо Юнона и Луна
Юнона и Луна, 1745, Музей изящных искусств, Хьюстон

Тьеполо известен также как портретист (“Собрание в Арене”, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения, изысканных и гротескных офортов. В процессе поиска собственной манеры интерес венецианского художника вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты.

Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца Себастьяно Риччи.

Тьеполо Семейная гармония
Семейная гармония
Тьеполо Добродетель венчающая Честь
Добродетель, венчающая Честь
Тьеполо Щедрость раздающая дары
Щедрость, раздающая дары
Эти три фрески созданы Тьеполо в 1734 году на вилле Лоски Зилери близ Монтевиаля в Италии

Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены художником яркими светлыми красками.

Тьеполо Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апеллеса
Александр Великий и Кампаспа, 1740, Музей Гетти, Лос-Анджелес
Тьеполо Ринальдо очарованный Армидой
Ринальдо, очарованный Армидой, 1745, Институт искусств, Чикаго
Тьеполо Империя Флоры
Империя Флоры, 1742, Музей изящных искусств, Сан-Франциско

Собственно, весь живописный цикл Архиепископского дворца, исполненный Джованни Баттиста Тьеполо, на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях Себастьяно Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции.