Виртуальный музей Арт Планета Small Bay

Васнецов Виктор Михайлович
Картины Часть 2

Васнецов Автопортрет

Подъем общественного интереса к национальной истории и мифологии в последние десятилетия 19 века привёл к решительным сдвигам в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. Обращаясь к темам народного фольклора, художник реформировал русский исторический жанр, сочетая исторические реалии с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Богатыри» (1881-1898; все четыре картины – в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.

Васнецов Витязь
Богатырь (Витязь), 1878, Национальный музей, Бишкек
Васнецов Сергий Радонежский
Сергий Радонежский, 1882, Музей «Абрамцево», Московская область
Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
Царь Иван Васильевич Грозный, 1897, Третьяковская галерея
Васнецов Богатыри
Богатыри, 1881-1898, ГТГ
Васнецов Снегурочка
Снегурочка, 1899, ГТГ
Васнецов Баян
Баян, 1910, ГРМ

На смену ранним психологическим новеллам Виктора Михайловича Васнецова приходит монументальный эпос. Ряд произведений (например, версия 1884 года «Три царевны подземного царства», хранится в киевском Музее Русского искусства.) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью.

У русских и зарубежных ценителей (в частности, у русского поэта-символиста Александра Блока и австрийского поэта Райнера Рильке) творчество нового, «эпического» цикла Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля». Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке оперы «Снегурочка» композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885). Позднее в 1899 году Васнецов напишет маслом картину «Снегурочка» (хранится в Третьяковской галерее).

Васнецов Бой Ивана Царевича со Змеем
Бой Ивана Царевича со Змеем, 1912 год, Дом-музей Васнецова
Васнецов Варяги
Варяги (Прибытие Рюрика в Ладогу), 1913, частное собрание
Васнецов Страж
Страж, 1914 год, Донецкий художественный музей
Васнецов Богатырский галоп
Богатырский галоп, 1914 год, Дом-музей художника, Москва
Васнецов Царевна-лягушка
Царевна-лягушка, 1918, Дом-музей В. М. Васнецова
Васнецов Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем
Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем, 1918

В 1883-1885 году Васнецов проявил себя как мастер декоративной живописи в панно «Каменный век», созданном для Государственного Исторического музея, на нём художник отобразил жизнь древних предков славян. Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. После ужасов революционного террора и событий 1905 года художник примыкает к монархическому «Союзу русского народа», оформляя в славянских мотивах издания этой организации.

Октябрьскую революцию великий русский живописец, как убежденный монархист и славянофил, не принял. Однако он продолжил работать, в частности, в портретном жанре. Васнецов создал ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет своего товарища, ученика и друга – художника Михаила Васильевича Нестерова. Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года.

Васнецов Спящая царевна
Спящая царевна, 1900-1926 годы, Дом-музей художника
Васнецов Царевна Несмеяна
Царевна Несмеяна, 1916-1926, Дом-музей художника
Васнецов Кащей Бессмертный
Кащей Бессмертный, 1917-1926, Дом-музей художника
Васнецов Встреча Олега с кудесником
Встреча Олега с кудесником, 1899, Третьяковская галерея
Васнецов Олег у костей коня
Олег у костей коня, 1899, Литературный музей
Васнецов Нестор-летописец
Нестор-летописец, 1886-1893, Дом-музей В. М. Васнецова

Иллюстрации к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина в честь столетия поэта в 1899 году, акварель.

vasnetsov
Реальный формат этого видео в HD качестве 1280x720 px